Законопроект о концессиях

Колонка управляющего партнера LeGran.TT Татьяны Титаренко для газеты «Юридическая практика» о первичной оценке законопроекта о концессиях, презентованого в сентябре. 

Самым распространенным в мире механизмом привлечения инвестиций в портовую отрасль длительное время остается концессия. По данным World Bank, в 2015 году 500 из 598 действующих долгосрочных соглашений в виде ГЧП составляла именно концессия. Бельгийский Антверпен и румынская Констанца, бразильский Суапе и филиппинская Манила уже давно стали хрестоматийными примерами эффективности концессионного механизма.

За 25 лет независимости ни один похожий проект на Украине так и не был реализован. Хотя активные разговоры об их необходимости ведутся не менее пяти лет. Вопрос сдвинулся с мертвой точки разве что в прошлом году, когда Минэкономразвития заявило о разработке законопроекта о концессиях совместно с ЕБРР.

Презентация документа состоялась в сентябре текущего года. Одна из его ключевых новелл — возможность трансформировать арендные отношения в концессионные, что достаточно актуально, ведь большинство частных инвесторов ввиду отсутствия иных законных механизмов вынуждены работать именно на условиях аренды. Для этого арендатору необходимо соответствовать определенным требованиям: следует исполнять свои договорные обязательства, срок концессионного договора не должен превышать срок договора аренды и пр. Важный момент заключается в том, что объем инвестиций, предусмотренный в договоре концессии, не может уменьшиться по сравнению с договором аренды.

Знаковым нововведением является также возможность замены концессионера. Если концессионер не исполняет своих договорных обязательств, замену могут инициировать концессиедатель или кредитор. В таком случае концессиедатель или кредитор имеют право временно принять на себя обязательства концессионера по договору. Новый концессионер должен соответствовать всем квалификационным требованиям и требованиям, которым соответствовал предыдущий.

Еще одно новшество заключается в возможности привлечения советника для разработки ТЭО-проекта, подготовки конкурсной документации, поиска инвестора и т.п.

В то же время документ не упрощает сложную многоуровневую процедуру принятия решения о реализации проекта. Согласовательные процедуры с министерствами, а в отдельных случаях с КМУ остаются, что чревато бюрократизацией и рисками многолетнего затягивания процедуры.

В целом же презентованный документ — промежуточный вариант проекта закона. Редакция, которая будет зарегистрирована в парламенте, не говоря уже о принятой в целом, может перетерпеть существенные изменения. Надеюсь, в итоге отрасль получит цельный рабочий документ, который обеспечит инвесторам возможность работы с использованием общепринятого в мире инструмента.