Законодательство по Крыму нуждается в существенной доработке

Юрист компании LeGran.TT Людмила Рудык приняла участие в круглом столе «Проблемы законодательства о временно оккупированных территориях и пути его усовершенствования», который состоялся в Институте законодательства Верховной Рады Украины 6 апреля.

Представитель LeGran.TT отметила, что сегодня украинские моряки, которые попадают на территорию оккупированного полуострова через установленные пункты пропуска, перемещаются в пределах временно оккупированной территории для  явки на свое судно, а потом через эти же пункты пропуска выезжают из АРК, часто привлекаются к ответственности по статье 204-2 Кодекса об административных  правонарушениях. Хотя въезд и выезд из АРК через эти пункты не является нарушением национального законодательства, а Конвенция 1958 года об удостоверении личности моряка, ратифицированная Украиной, обязывает все государства-стороны Конвенции обеспечивать доступ моряка на свою территорию с целью явки на судно Пограничники составляют протоколы из-за печатей нелегитимных органов власти в Крыму, хотя, в соответствии с законодательством, они являются недействительными и не влекут за собой никаких правовых последствий. Решить данную проблему, по мнению юристов LeGran.TT, можно путем непосредственного закрепления в законодательстве права моряков на пересечение оккупированной территории с целью явки на свое судно.

Людмила Рудык также уделила внимание проблеме разграничения составов правонарушений, предусматривающих административную и уголовную ответственность за нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию и выезда из нее. Согласно действующим нормам, уголовная ответственность наступает только в случае нарушения порядка въезда/выезда с целью нанесения ущерба государству. Однако нормативно-правовая база не дает четкого ответа на вопрос, что такое вред в данном случае.

Еще одним пробелом в законодательстве о временно оккупированных территориях, который упоминался в докладе Людмилы Рудык, является отсутствие порядка пересечения границ временно оккупированной территории морским транспортом. Такой документ нужен для того, чтобы юридически защитить суда, совершающие каботажные рейсы между черноморскими и азовскими портами, а не наказывать экипажи за проход через Керченский пролив. Поэтому принятие законопроекта № 3593 (зарегистрирован в ВРУ 08.12.2015) в редакции его инициаторов является недопустимым.

Другие участники круглого стола, среди которых были представители международных институций, органов власти, научного сообщества, правозащитных организаций и частных компаний, обсудили ряд недостатков и пробелов законодательства о временно оккупированных территориях, а также возможные пути их устранения. В частности, были затронуты проблемы защиты прав внутренне перемещенных лиц, дискриминации национальных меньшинств на временно оккупированных территориях, признания в Украине документов, выданных нелегитимными органами РФ (например, аттестаты о среднем образовании), нецелесообразности ЗУ «О создании свободной экономической зоны «Крым» и др.

В ходе обсуждения участники круглого стола пришли к выводу о необходимости масштабных законодательных изменений. Выдвинутые во время обсуждения инициативы воплотятся в обращение парламентариям с просьбой внести соответствующие правки в нормативные акты.