Юристы заявляют о нарушениях в Николаевской таможне при декларировании товаров на одном из судов

Таможенные службы порой прибегают к неожиданным трактовкам украинского законодательства, особенно при отсутствии разъяснений со стороны высших судебных инстанций и профильных органов. Например, инспекторы могут посчитать горючее или канат, которые используются моряками на борту, товаром, который ввозится на территорию Украины с нарушениями и затем якобы продается без уплаты налогов и пошлин.

О том, почему такие действия являются противозаконными, и почему власти необходимо срочно принять меры во избежание снижения количества судозаходов в украинские гавани, — в комментарии компании LeGran.TT информационному агентству «Интерфакс-Украина».

Киев. 15 апреля. ИНТЕРФАКС-УКРАИНА – Юридическая компания LeGran.TT заявляет о нарушениях законодательства Николаевской таможней при декларировании товаров на одном из судов, судебное разбирательство по этому вопросу продолжается.

Согласно сообщению юркомпании, судно «Юпитер» (флаг Украины) вышло из акватории Николаевского порта 23 июня 2015 года в нейтральные воды, чтобы пополнить запасы дизельного топлива и закупить новый полипропиленовый канат для буксирных операций. Через два дня буксир вернулся в порт, после чего капитан подал контролирующим органам декларацию о судовых припасах.

Компания отмечает, что канат является снаряжением, поэтому не подлежит декларированию. Таможенные органы, в свою очередь, составили акт комиссионного контроля судна без единой претензии к экипажу.

«Но, уже спустя два дня, капитан получил протокол о нарушении ст. 472 Таможенного кодекса – недекларирование товаров и транспортных средств коммерческого назначения. А руководство таможни обращается к капитану Николаевского порта с решением о запрете выхода судна из акватории. При этом документ оформлен не на номерном бланке Николаевской таможни, в нем нет даты, исходящего номера, штрих-кодового идентификатора и печати», — сообщает LeGran.TT.

По данным юркомпании, согласно ч. 2 ст. 257 Таможенного кодекса, декларирование осуществляется подачей в установленной форме данных о грузе и судовых припасах. Тот же Таможенный кодекс в ст. 4 дает определение припасам: «Товары, необходимые для эксплуатации и технического обслуживания транспортных средств в пути следования и в пунктах промежуточных стоянок или остановок (в том числе горюче-смазочные материалы), кроме запасных частей и оборудования, которые находятся в транспортных средствах на момент прибытия на таможенную территорию Украины или доставляются на них во время пребывания на этой территории».

Вместе с этими документами, согласно приказу Министерства финансов №308 от 10 марта 2015 года, капитан оформляет обязательство, что приобретенные за рубежом судовые припасы не будут вынесены с судна.

Таким образом, по мнению юристов, перед началом досмотра инспекторы имели полную информацию о товарах на борту. И даже если некоторые из них не внесены в декларацию (чего не было в данном случае), то считаются оформленными ненадлежащим образом. Но такие товары не могут быть предметом правонарушения.

«Ситуация, сложившаяся в Николаевском регионе, абсурдна. Если следовать логике таможенников, по тем же основаниям можно смело штрафовать капитана любого судна заграничного плавания, которое зашло в Николаевский морпорт. Ведь на борту этого судна топливо в виде припасов, купленное не в Украине, а за рубежом. Здесь, на мой взгляд, присутствует избирательность подходов таможни. Такие действия могут повлечь не только снижение экпортно-импортного потенциала страны, но и существенный удар по имиджу страны как морской державы», — отметила директор юркомпании LeGran.TT Татьяна Титаренко.

Более критичен в оценке ситуации советник компании «Трансшип» Андрей Иванов, который считает, что происходящее на Николаевской таможне является беззаконием.

«С каких пор припасы и снаряжение стали незадекларированным товаром? С таким же успехом можно штрафовать любое судно, которое приходит в наш порт из-за рубежа. Правительство постоянно говорит, что будет привлекать инвесторов. А как же быть с теми, кто уже вложил в Украину миллиарды гривень? Приход новых компаний не означает, что можно попирать права прежних. Не думаю, что подобные действия повышают инвестиционный рейтинг страны», — цитирует его пресс-служба LeGran.TT.

Юридическая компания LeGran.TT специализируется на вопросах морского права, государственно-частного партнерства в портовой отрасли, корпоративных отношений, инвестиционной деятельности. Также компания предоставляет поддержку в работе с органами власти, осуществляет правовой аудит предприятий.
Источник