Высший административный суд подтвердил позицию LeGran.TT в споре с АМПУ о незаконности взимания канального сбора

Высший административный суд Украины (ВАСУ) подтвердил незаконность взимания Администрацией морских портов Украины (АМПУ) канального сбора за следование судов в  Карантинную и Ланжероновскую гавани Одесского морского порта.

Соответствующее решение от 22.06.2017 опубликовано 3 июля в Едином государственном реестре судебных решений Украины.

ВАСУ, в частности, отклонил кассационную жалобу АМПУ с просьбой отменить постановления Одесского окружного административного суда от 28.02.2017 и Одесского апелляционного административного суда от 05.04. 2017 в связи с нарушениями норм материального и процессуального права.

Коллегия судей пришла к выводу, что решения судов первой и апелляционной инстанций  – законны и не подлежат отмене. «Суды, всесторонне проверив обстоятельства дела, разрешили спор в соответствии с нормами материального права, подлежащих применению к данным правоотношениям; в них полной мерой отражены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда об установленных обстоятельствах и правовых последствиях являются правильными, а доводы кассационной жалобы их не опровергают»,  отмечается в определении  суда.

Таким образом, ВАСУ подтвердил отсутствие основания для взимания сбора за следование судов в Карантинную и Ланжероновскую  гавани. «При заходе судов к причалам Карантинной, Ланжероновской гаваней порта прохождения канала в один конец или транзитом не происходит, пересечение канала является прохождением навигационной преграды и не является использованием канала, как гидротехнического сооружения… Взимание канального сбора за пересечение или частичное использование канала не предусмотрено. Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к правильному выводу о неправомерности действий ГП «Администрация морских портов Украины» относительно взимания канального сбора при следовании судов к причалам Карантинной, Ланжероновской гаваней Одесского порта», говорится в определении.

«Мы рассчитываем на скорейшую реакцию и.о. главы АМПУ Райвиса Вецкаганса, который отменит незаконный  сбор. Это станет самым точным маркером реальной заинтересованности Администрации в создании условий для повышения привлекательности украинских гаваней и развития контейнерного рынка, выстраивания долгосрочных и партнерских отношений с представителями бизнеса не на словах, а на деле»,  –  отметил президент  Ассоциации контейнерных линий Украины Александр Щекин.

В свою очередь директор юридической компании LeGran.TT Татьяна Титаренко подчеркнула, что решение ВАСУ подтверждает правомерность позиции LeGran.TT, которая в судебном споре с АМПУ представляет интересы крупнейших мировых линейных операторов в Украине. «С учетом ряда экспертных заключений Торгово-промышленной палаты Украины, ЧерноморНИИпроекта, УкрНИИМФ, Одесской морской академии, решений Совета Бизнес-омбудсмена и положительной судебной практики, для чиновников АМПУ единственно верное решение в данной ситуации – следовать решениям судов и отменить незаконное распоряжение № 37 от 10.08.2016  о взимании канального сбора. Это вернет ситуацию в законное русло и поставит точку в длительном конфликте с бизнесом», — отметила она.  

Дело сопровождали директор Татьяна Титаренко и юрист Данил Христич.

Справка.

Ранее крупнейшие контейнерные операторы уполномочили одну из ведущих компаний в отрасли морского права LeGran.TT представлять собственные интересы в конфликте с АМПУ по поводу начисления канального сбора. В частности, 10 августа 2016 года действующий на то время и.о. главы АМПУ «отдельным поручением» № 37 незаконно обязал начальника Одесского филиала насчитывать канальный сбор с судов, следующих в Карантинную, Каботажную, Новую гавани. Кроме этого, канальный сбор также начали насчитывать судам, следующим в Ланжероновскую гавань.

LeGran.TT задействовала все законные механизмы для защиты прав своих клиентов. Юристы компании собрали уникальную доказательную базу, экспертные заключения ЧерноморНИИпроекта, УкрНИИМФ, Одесской морской академии, Торгово-промышленной палаты Украины, которые подтверждали незаконность взимания сбора. Совет Бизнес-омбудсмена, рассмотрев жалобу компании, также признал незаконность поручения АМПУ о начислении канального сбора за пересечение подходного канала судами, следующим в вышеуказанные гавани Одесского порта.

Cудебные разбирательства между АМПУ и крупнейшими контейнерными линиями длятся около полугода. LeGran.TT доказала протиправность действий АМПУ в судах первой и апелляционной инстанций.