ВХСУ подтвердил позицию LeGran.TT в споре с АМПУ о применении 30% скидки при доступе портовых операторов причалу

Высший хозяйственный суд Украины (ВХСУ) поставил точку в длительном споре с  Администрацией морских портов Украины (АМПУ) о праве портового оператора на применение 30% скидки при расчете стоимости спецуслуги при доступе к причалам.

ВХСУ подтвердил, что при определении права портовых операторов, которые переваливают зерновые грузы машинами с технической производительностью не менее 500 т/ч, на применение понижающего коэффициента 0,7 или скидки 30%, необходимо руководствоваться технической производительностью перегрузочных машин, которая указана производителем в соответствующей технической документации. «Суды предыдущих инстанций, исследовав положения Приказа Мининфраструктуры Украины от 18.12.2015 № 541 и осуществив их системный анализ, пришли к обоснованному выводу, что при определении права каждого отдельного портового оператора на применение коэффициента 0,7… следует руководствоваться показателем производительности перегрузочных машин, указанных производителем в технической документации», – говорится в постановлении ВХСУ от 1.08.2017.

Суд также подтвердил, что Приказ Мининфраструктуры № 541, который прямо устанавливает право портовых операторов на скидку и порядок ее получения, является подзаконным регуляторным актом. Именно поэтому изменение порядка предоставления скидки возможно только через внесение изменений в такой НПА согласно  Закону Украины «Об основах регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности».

Для упреждения возможных злоупотреблений при исполнении судебного решения ответчиком юристы LeGran.TT сформулировали также ряд коррелирующих исковых требований. В частности, юристы требовали признать отсутствие у АМПУ права не применять скидку, а также требовать документы о фактической производительности машин, которые осуществляют перевалку зерновых. Однако ВХСУ в удовлетворении этих исковых требований отказал, указав, что «… наличие признанного судом права на коэффициент … корреспондирует обязанности ответчика его применять и является безусловным исполнением такого решения». Таким образом, суд фактически разъяснил, что неприменение АМПУ скидки к портовому оператору будет являться неисполнением судебного решения.

Дело сопровождали юристы Людмила Сизоненко и Татьяна Кудрявцева под руководством Татьяны Титаренко.

Справка.

Более года между портовыми операторами и АМПУ продолжается спор из-за разночтения последнего абзаца Приказа Мининфраструктуры № 541 от 18.12.2015 об утверждении тарифов на услуги по обеспечению доступа портового оператора к причалу.

АМПУ, самовольно трактуя его нормы, разработала собственный порядок и условия применения пониженного коэффициента 0,7 (30% скидки). В частности, АМПУ предоставляла скидку за перевалку зерновых перегрузочными машинами с производительностью погрузки не менее 500 тонн/час только после подтверждения фактической, а не технической производительности машин.

Для защиты законных прав и интересов клиента в споре по применению пониженного коэффициента при расчете стоимости спецуслуги при перевалке зерновых юристы LeGran.TT проделали значительную работу. Благодаря активности и профессионализму юристов компании были получены выводы Торгово-промышленной палаты Украины, Государственной регуляторной службы, которые подтвердили неправомерность использования показателей фактической производительности машин и действий АМПУ.

Также LeGran.TT доказала незаконность разночтения АМПУ права на скидку в Хозяйственном суде Одесской области и Одесском апелляционном хозяйственном суде. В частности, суды признали право портового оператора на применение к нему скидки/понижающего коэффициента 0,7 на основе  подтверждения технической  производительности машин, указанной производителем.

В то же время в июле текущего года Мининфраструктуры опубликовало проект приказа о внесении изменений в приказ Мининфраструктуры № 541 от 18.12.2015, предложив отменить скидку при доступе портовых операторов причалу. Проект приказа был раскритикован крупнейшими портовыми операторами Одесского региона. Они публично обратились к руководству профильного Министерства не отменять эффективный стимул в виде  вышеуказанной скидки.