Оттолкнуться oт дна

Директор юридической компании LeGran.TT Татьяна Титаренко об особенностях договоров на проведение дноуглубительных работ в портах в блиц-колонке для газеты «Юридическая практика».

В текущем году Администрация  морских портов (АМПУ) осуществит рекордный объем дноуглубительных работ в морских портах, планируя направить на эти цели почти половину годового объема инвестиций 1,74 млрд. грн. Такая активность не случайна, потому что увеличение глубин акваторий открывает перед украинскими гаванями новые возможности – привлечение судов с большей осадкой, а значит, и новых грузопотоков.

Обычно дноуглубление осуществляется собственным флотом АМПУ или сторонними подрядными организациями. Подрядчик выбирается посредством процедуры публичной закупки. Договор заключается в форме строительного подряда.

В целом договор достаточно стандартный. Однако ряд особенностей учитывать все же необходимо. Прежде всего важно четко обозначить объем работ и условия изменения цены договора, ведь некорректная оценка объема дноуглубления не предоставляет подрядчику никаких механизмов компенсации дополнительных расходов. Дело в том, что фактические объемы работ определяются на основании промеров, которые проводятся после заключения договора. Подрядчик в таком случае определяет стоимость работ, руководствуясь техническими требованиями. На практике же объем дноуглубления может быть меньше или больше, что, конечно же, влияет на стоимость. Однако при публичных закупках условия договора не должны отличаться от тендерного предложения по итогам аукциона, а существенные условия не могут меняться до исполнения сторонами обязательств в полном объеме.

Вторым принципиальным моментом является решение вопроса о мобилизации и демобилизации оборудования. В некоторых случаях такие расходы включаются в цену договора и компенсируются заказчиком по факту прибытия оборудования. Однако иногда эти расходы могут возлагаться на подрядную организацию.

Договорным рудиментом является определение гарантийного срока качества выполненных работ. Чаще всего речь идет о 12 месяцах. Безусловно, подрядчик должен гарантировать достижение необходимых глубин на момент приема-сдачи работ. Однако заиление является естественным процессом, поэтому подрядчик не должен нести ответственность за влияние внешних независимых факторов на акваторию.

Важно отметить, что с целью повышения качества работ и привлечения иностранных подрядчиков Украина присоединилась к международным стандартам FIDIC, которые применяются в строительных проектах и очень часто используются международными финансовыми организациями при финансировании крупных проектов. Стандарты FIDIC, в том числе и использование формы контракта для дноуглубительных и мелиоративных работ Blue book, должны способствовать применению общепринятых в мире норм и инструментов.

Опубликовано в газете «Юридическая практика» (№ 37 (1029) от 12/09/17).