LeGran.TT отстояла права крупнейших линейных операторов в споре с АМПУ, добившись отмены незаконного канального сбора

Юридическая компания LeGran.TT завершила спор о незаконности взимания канального сбора за следование судов в Карантинную, Каботажную, Новую и Ланжероновскую гавани Одесского морского порта,  отстояв права крупнейших линейных операторов.

Спор между АМПУ и представительствами известных мировых линейных операторов, которые работают в Одесском порту, возник в 2016 году. Его причиной послужило распоряжение действующего на тот момент и.о. главы АМПУ Ю. Наконечного о начислении канального сбора за следование судов в вышеуказанные гавани. Интересы бизнеса  представляла юридическая компания LeGran.TT – юрбутик с ключевой специализацией «морское право», «порты и терминалы», GR.

Юристы LeGran.TT собрали уникальную доказательную базу, которая в будущем стала основанием для отмены сбора. В частности, речь идет о многочисленных судебных решениях, в том числе первой, апелляционной и высшей инстанций, а также заключениях Торгово-промышленной палаты Украины,  УкНИИМФ, ЧерноморНИИпроекта, Одесской морской академии, Совета Бизнес-омбудсмена. Во всех выводах обосновывалось и подтверждалось отсутствие у АМПУ права на взимание сбора.  Так, суда, следующие в вышеуказанные гавани, не проходят подходной канал в один канал или транзитом, а только пересекают его  в одной или нескольких точках. Таким образом, канал не используется как гидротехническое сооружение, стало быть, отсутствуют основания для взимания канального сбора, которые предусмотрены Приказом Мининфраструктуры № 316 о порядке и размерах взимания портовых сборов.

В итоге и.о. главы АМПУ Райвис Вецкаганс 14 сентября 2017 года отменил незаконное поручение своего предшественника № 37 от 10.08.2016 о его начислении и взимании. Начальнику Одесской филии АМПУ поручено «не взимать канальный сбор с судов, которые следуют к/от причалов гаваней… и не проходят подходным каналом порта в один канал или транзитом, а только пересекают канал  в одной или нескольких точках, не используя канал по его целевому назначению как гидротехническое сооружение».

«Этот прецедент важен не только для отраслевого бизнеса, но и морской отрасли в целом. Во-первых, LeGran.TT cоздала в административном судопроизводстве положительную практику по обжалованию начисления портовых сборов. Во-вторых, мы доказали, что, несмотря на то, что АМПУ является государственным предприятием, оно не уполномочено подменять функции органов исполнительной власти и самостоятельно определять основания и поводы взимания портовых сборов. Это очень важно для упреждения подобных ситуаций в будущем», – прокомментировала Татьяна Титаренко, управляющий партнер LeGran.TT.

Она также уточнила, что согласно пояснениям руководства ОМТП предварительный дисбурсмент для судов, следующих в вышеуказанные гавани, будет формироваться с суммой канального сбора. Однако финальный — без канального сбора.

На данный момент LeGran.TT сопровождают иск от одного из ведущих линейных операторов порта  о взыскании суммы, переплаченной АМПУ за счет незаконной оплаты канального сбора за следование судов к четырем гаваням ОМТП. Сумма иска составляет около 140 тыс дол США.

Кейс по канальному сбору сопровождали юристы LeGran.TT Данил Христич и Людмила Сизоненко под руководством управляющего партнера Татьяны Титаренко.