LeGran.TT доказала незаконность задержания судна в Николаевском морском порту

Николаевский окружной административный суд, благодаря эффективным действиям юристов компании, 12 февраля признал незаконными решения Николаевской таможни ГФС о запрете на выход судна из Николаевского морского торгового порта.

Буксир был задержан в связи с тем, что 23 июня 2015 года вышел из порта в нейтральные воды, где пополнил запасы дизельного топлива. Кроме этого, судовладелец приобрел полипропиленовый канат для осуществления буксирных операций.

25 июня 2015 года буксир вернулся в Николаевский морской порт. Перед отправлением объем горючего на борту составлял 11 тонн, что было отражено в ходе таможенного оформления. После возвращения капитан буксира подал декларацию о судовых припасах, в которой, помимо прочего, было указано точное количество дизельного топлива – 98 тонн. Так как полипропиленовый канат является судовым снаряжением, его декларирование не осуществлялось. Все декларации были приняты Николаевской таможней ГФС без замечаний, и судну открыли границу.

Спустя два дня, 27 июня 2015 года, капитану судна вручили протокол о нарушения таможенных правил по ст. 472 Таможенного кодексу Украины — недекларирование товаров, транспортных средств коммерческого назначения. Санкция данной статьи предусматривает штраф в размере 100% стоимости товаров с обязательной конфискацией.

Николаевская таможня ГФС посчитала, что так как единственной целью пересечения границы являлась покупка топлива, оно является товаром и, соответственно, облагается таможенными платежами. Кроме этого, к незадекларированным товарам также отнесли полипропиленовый канат, так как он был новый и еще не использовался на судне.

30 июня 2015 года и 6 июля 2015 года Николаевская таможня ГФС приняла решения о запрете на выход судна из порта. Запрет обосновывался необходимостью изъятия товаров в порядке ст. 511 Таможенного кодекса Украины. Однако, так как таможня не обладает специальным оборудованием для изъятия топлива, фактические действия по данному вопросу не осуществлялись.

«Ситуация, которая сложилась в Николаевском регионе, абсурдна. Если следовать логике таможенников, по тем же основаниям можно смело штрафовать капитана любого судна заграничного плавания, которое зашло в Николаевский морпорт. Ведь на борту этого судна топливо в виде припасов, купленное не в Украине, а за рубежом. Здесь, на мой взгляд, присутствует избирательность подходов таможни. Такие действия могут повлечь не только снижение экпортно-импортного потенциала страны, но и существенный удар по имиджу страны как морской державы», — комментирует обстоятельства дела директор компании LeGran.TT Татьяна Титаренко.

Проанализировав обстоятельства дела, специалисты LeGran.TT обратились в суд для признания действий таможенников противоправными, а решения Николаевской таможни о запрете на выход судна из порта — незаконными. В частности, юристы указывали на отсутствие запрета осуществлять покупку судовых припасов и снаряжения за границей. Выслушав аргументы сторон, суд удовлетворил иск в полном объеме.