LeGran.TT доказала незаконность взимания канального сбора за прохождение к двум гаваням Одесского порта в апелляционном суде

 Юридическая компания LeGran.TT отстояла интересы своего клиента, крупнейшей мировой контейнерной линии, в судебном споре с Администрацией морских портов Украины (АМПУ) относительно взимания канального сбора за прохождение судов в Карантинную и Ланжероновскую гавани Одесского морского порта.

Одесский апелляционный административный суд оставил без изменения решение окружного административного суда о признании взимания канального сбора за прохождение к вышеуказанным гаваням порта противоправным.

Суд подтвердил, что суда, следующие в Карантинную и Ланжероновскую гавани, не используют подходной канал как гидротехническое сооружение  по целевому назначению, поскольку глубины данного участка акватории позволяют беспрепятственно подходить к причалам и не использовать эксплуатационные характеристики канала.  Таким образом, услуга, за которую согласно действующему законодательству должен начисляться канальный сбор, не предоставляется, поэтому законные основания для начисления сбора отсутствуют.

По словам директора LeGran.TT Татьяны Титаренко, этот кейс очень важен не только для судовладельцев и их представителей, но и для морской отрасли в целом. «Во-первых, до нашего иска в административном судопроизводстве отсутствовала положительная практика по обжалованию начисления портовых сборов, поэтому мы создали судебный прецедент. Во-вторых, мы доказали, что несмотря на то, что АМПУ является государственным предприятием, она не имеет права подменять функции органов исполнительной власти, по собственному усмотрению трактуя нормативно-правовые акты и самостоятельно  определяя основания для взимания портовых сборов», — отметила  она.

«Это судебное решение – веское основание снять этот вопрос с повестки дня и отменить незаконный канальный  сбор за прохождения судов не только в Карантинную, Ланжероновскую, но и  в Новую и Каботажную гавани Одесского порта. Мы надеемся на оперативную реакцию и.о. главы АМПУ Райвиса Вецкаганса в части подготовки необходимого распоряжения по отмене незаконного сбора», — подчеркнул Президент Ассоциации контейнерных линий Украины Александр Щекин.

Дело сопровождали юристы LeGran.TT Людмила Сизоненко и Данил Христич. 

Справка.

Ранее крупнейшие контейнерные операторы уполномочили одну из ведущих компаний в отрасли морского права LeGran.TT представлять собственные интересы в конфликте, возникшем с АМПУ по поводу начисления канального сбора. В частности, 10 августа 2016 года действующий на то время и.о. главы АМПУ «отдельным поручением» № 37 незаконно обязал начальника Одесского филиала насчитывать канальный сбор с судов, следующих в Карантинную, Каботажную, Новую гавани. Кроме этого, канальный сбор также начали насчитывать судам, следующим в Ланжероновскую гавань.

LeGran.TT задействовала все законные механизмы для защиты прав своих клиентов. Юристы компании собрали уникальную доказательную базу, экспертные заключения ЧерноморНИИпроекта, УкрНИИМФ, Одесской морской академии, Торгово-промышленной палаты Украины. Совет Бизнес-омбудсмена, рассмотрев жалобу компании, также признал незаконность поручения АМПУ о начислении канального сбора за пересечение подходного канала судами, следующим в вышеуказанные гавани Одесского порта.