LeGran.TT доказала незаконность привлечения портового оператора к ответственности за несогласование РТК с экоинспекцией

В LeGran.TT обратился один из крупнейших портовых операторов Одессы в связи с привлечением сотрудника компании к административной ответственности по ч. 2 ст. ст. 59 1 КУоАП за осуществление перевалки по рабочей технологической карте (РТК), не согласованной Госэкоинспекцией.

Как известно, указанная административная норма устанавливает ответственность за проведение погрузо-разгрузочных работ, которые могут привести к загрязнению территориальных и внутренних морских вод, без разрешения органов государственного контроля в сфере охраны окружающей природной среды, если получение такого разрешения предусмотрено законодательством Украины. По мнению экологов, таким разрешением является согласование РТК, которое портовые операторы обязаны получать у Госэкоинспекции.

Проанализировав ситуацию, юристы LeGran.TT обратились в административный суд с иском о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к админответственности. Суд согласился с доводами LeGran.TT и удовлетворил иск в полном объеме исходя из следующего:

В соответствии со ст. 1 ЗУ «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» документом разрешительного характера является, среди прочего, разрешение, согласование, другой документ, который разрешительный орган обязан выдать субъекту хозяйствования в случае предоставления ему права на осуществление определенных действий в хозяйственной деятельности или без наличия которого субъект хозяйствования не может осуществлять определенные действия.

При этом, исчерпывающий перечень документов разрешительного характера, которые могут требоваться от субъектов хозяйствования, установлен на уровне ЗУ «О Перечне документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности». Таким образом, необходимость получения документов разрешительного характера возникает исключительно после внесения таких документов в Перечень, за исключением выдачи документов разрешительного характера в сферах государственного экспортного контроля, государственного регулирования рынков финансовых услуг, охраны государственной тайны, защиты экономической конкуренции и использования ядерной энергии. Поскольку РТК не является документом, предоставляющим разрешение на осуществление деятельности в указанных сферах, на нее должны распространяться нормы ЗУ «О Перечне документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности». Перечень не содержит РТК, а в законе не говорится о необходимости ее согласования как разновидности документа разрешительного характера.

Исходя из этого, суд пришел к выводу о незаконности требования Госэкоинспекции получать согласование РТК и о невозможности привлечения к админответственности по ч. 2 ст. ст. 59 1 КУоАП за отсутствие согласования РТК. Дело сопровождал юрист LeGran.TT Людмила Сизоненко под общим руководством управляющего партнера Татьяны Титаренко.