Кто затягивает утверждение границ территорий портов

Комментарий управляющего партнера LeGran.TT Татьяны Титаренко относительно необходимости определения границ морских портов.

Две стороны одного вопроса или почему у АМПУ и частных компаний разные мнения по определению границ морских портов

Выступая на итоговой пресс-конференции министра инфраструктуры Украины Владимира Омеляна, руководитель Администрации морских портов Украины (АМПУ) Райвис Вецкаганс сообщил, что в 2018 году АМПУ намерена закрыть вопрос утверждения границ территорий портов.

По словам Вецкаганса, вопрос об утверждении границ морпортов тянется с 2013 года, после принятия закона «О морских портах Украины». «Это практическая работа, которую нужно сделать, потому как закон говорит о том, что нужно фиксировать границы портов, так же, как сделано с акваториями. На сегодняшний день у нас есть определенный прогресс и АМПУ ставит этот вопрос приоритетом в 2018 году», — отмечал руководитель АМПУ.

Он подчеркнул, что определение и утверждение границ территорий портов «затягивается» из-за бюрократии и нежелания некоторых компаний входить в территорию порта. «Это — скорость работы нашей бюрократии. Кроме того, есть некоторые компании, которые не желают входить в территорию порта. Но мы ведем с ними диалог… Таких компаний всего 9, среди них «НИБУЛОН», «Ника-Тера» и другие», — рассказал Вецкаганс.

Однако частники не соглашаются с позицией Администрации. Так, в компании «НИБУЛОН» Delo.ua сообщили, что в течение последних 5 лет Мининфраструктуры разрабатывает проекты актов КМУ, которые предполагают расширение территории и акватории морского порта Николаев, в том числе за счет земель и объектов «НИБУЛОНа».

Эти расширения направлены на фактическое поглощение госпредприятием земельных участков и гидротехнических сооружений морского транспорта, принадлежащих другим негосударственным субъектам хозяйствования.

В «НИБУЛОНе» напомнили, что земельные участки водного фонда в пределах прилегающей к грузовым причалам общества акватории (город Николаев) еще в 2002 году были предоставлены компании «НИБУЛОН» в долгосрочное пользование на условиях аренды для размещения и обслуживания гидротехнических сооружений водного транспорта. Кроме того, законность приобретения «НИБУЛОНОМ» прав на земельные участки и гидротехнические сооружения неоднократно подтверждалась в суде.

«Подобный подход затрагивает интересы не только предприятия, но и местных территориальных общин», — рассказали в компании.

Более того, в «НИБУЛОНе» заявили, что такой подход МИУ приведет к ряду изменений:

  • потери инвесторами контроля над объектами;
  • лишение права субъектов хозяйствования на свободное развитие, свободную коммерческую деятельность, на самостоятельное определение режима контроля, охраны и безопасности, режима и порядка ведения хоздеятельности и эксплуатации имущества;
  • подчинение субъектов хозяйствования и объектов другому субъекту хозяйствования — ГП «АМПУ»;
  • существенного снижения поступлений в местные бюджеты налога на землю с земельных участков, которые будут поглощены морским портом.

«Чтобы построить, реконструировать или расширить собственный производственный объект на своем земельном участке, мы вынуждены будем согласовывать все свои действия с АМПУ. А это, в свою очередь, значительно снизит инвестиционную привлекательность страны/региона, на годы растянет реализацию инвестиционных программ», — объяснили в «НИБУЛОНЕ».

В компании сообщили, что Мининфраструктуры систематически игнорирует замечания о недопустимости нарушения или ограничения прав владельцев гидротехнических сооружений и пользователей земельных участков, предоставленные как отдельными центральными органами исполнительной власти, так и местными органами власти и самоуправления, а также профессиональными общественными объединениями. Также министерство не выполняет поручения Кабмина от 26.04.2014 года о необходимости согласования проектов постановлений с местными органами власти и самоуправления.

«Мы склонны считать, что и при подготовке очередных проектов акта МИУ не учитывало ранее предоставленных замечаний местных органов власти, не сделало соответствующих выводов и будут продолжать гнуть свою линию. Вместо того, чтобы провести консультации с местными органами власти и попытаться понять субъекты ведения хозяйства, которые построили свои предприятия значительно раньше принятия закона «О морских портах Украины»…  Уже в ближайшее время можно ожидать очередной попытки установления границ морского порта Николаев, во время которых уже тенденциозно будут игнорироваться права как субъектов хозяйствования, так и не учитываться замечания и предложения местных общин. По нашему убеждению, на сегодняшний день соответствующие проекты постановлений КМУ не гарантируют неприкосновенность прав собственников и пользователей земельных участков и объектов морского транспорта, противоречат конституционно закрепленным принципам законности, верховенства права и нерушимости права собственности», — резюмировали в «НИБУЛОНе».

Вместе с тем в пресс-службе компании «Ника-Тера», которую АМПУ также обвинили в затягивании процесса, сообщили, что компания действует в границах действующего законодательства, а именно Закона Украины «О морских портах» и Кодекса торгового мореплавания.

«Комментировать заявления руководителя ГП «Администрация морских портов Украины» относительно нежелания ООО «МСП Ника-Тера» входить в территорию порта не корректно по причине того, что неизвестно о границах какого морского порта идет речь, и откуда появилась данная информация», — отметили в компании.

Ситуация с границами портов до сих пор остается нерешенной, к чему привело в том числе разность в юридической трактовке понятия «морской порт». Ранее в интервью Delo.ua эксперт в отрасли морского права, директор юридической компании LeGran.TT Татьяна Титаренко рассказала, что в 2013 году после принятия закона о морских портах изменились понятие и система управления портами, как и сама дефиниция «морской порт».

«Если ранее под определением «порт» подразумевалось просто госпредприятие, то сейчас это географическое понятие. Порт — это определенная границами территория и акватория для обслуживания судов и пассажиров. Подразумевается, что границы украинского порта по морю и по суше определяются Кабмином», — отметила он.

Титаренко напомнила, что на сегодняшний день Кабмин определил границы акватории морского порта, а границы территории морского порта до сих пор не определены.

«Из-за этого сегодня такого понятия, как «морской порт», в понимании действующего закона о морпортах в Украине нет. С такой точки зрения можно поставить под сомнение даже правомерность взимания портовых сборов в морском порту», — рассказала Титаренко.

Пока же как АМПУ намерена выходить из сложившейся ситуации неизвестно. Хоть сбор данных для изменения границ начался еще год назад, однако, как говорится, воз и ныне там. Как минимум, Администрации и МИУ нужен будет диалог с частными компаниями, как максимум — инициировать изменения в закон.

Опубликовано на портале Delo.ua.