Как стать портовым оператором: мнения юристов

Мнение директора юридической компании LeGran.TT Татьяны Титаренко относительно права получения статуса портового оператора для журнала «Порты Украины». 

По данным АМПУ, в украинских портах работает более 100 портовых операторов, в том числе – 13 государственных. А уже в обозримом будущем их станет еще больше. «Порты Украины» решили разобраться, что необходимо для того, чтобы получить статус портового оператора.  Ведь, как оказалось, законодательство может трактоваться по-разному и поэтому между стивидорами возникают жаркие конфликты.

Спорные моменты

Недавно руководство ГП «Бердянский морской торговый порт» обратилось в Генпрокуратуру – мол, Администрация морских портов Украины дала статус портового оператора частной компании «Аскет Шиппинг», у которой нет в порту своего имущественного комплекса. В «БМТП» считают, что по законодательству портовым оператором не может быть компания, которая оперирует только мобильными перегружателями.

ГП «БМТП» ссылается на требование первой статьи Закона «О морских портах Украины». Пункт 11 первой статьи закона «О морских портах Украины» определяет, что портовый оператор (стивидорная компания) – это «субъект хозяйствования, осуществляющий эксплуатацию морского терминала, проводит погрузочно-разгрузочные работы, обслуживание и хранение грузов, обслуживание судов и пассажиров, а также другие связанные с этим виды хозяйственной деятельности.

Седьмой пункт той же статьи определяет, что морской терминал – это «расположенный в пределах морского порта единый имущественный комплекс, включающий технологически связанные объекты портовой инфраструктуры, в том числе причалы, подъемно-транспортное и другое оборудование, которые обеспечивают погрузку-разгрузку и хранение грузов, безопасную стоянку и обслуживание судов и пассажиров.

У «Аскет Шиппинг» на территории порта нет морского терминала и расположенного в пределах порта единого погрузочно-разгрузочного имущественного комплекса. Только смонтированный на базе КрАЗа ленточный конвейер и бункер к нему, в который из грузовика сваливается зерно, которое потом конвейером подается в трюм судна. Специалист развития ГП «БМТП» Александр Глущенко отмечает, что таким образом портовыми операторами могли бы стать и фермерские хозяйства с таким же оборудованием.

Разъяснения АМПУ

По мнению начальника юридического сектора Бердянськой филии ГП «АМПУ» Олега Богданова, если следовать подобной логике, то получится, что в Бердянском морском порту не эксплуатирует морские терминалы ни один из четырех портовых операторов. «Они не имеют на своих балансах единых имущественных комплексов в соответствии с седьмым пунктом первой статьи Закона «О морских портах Украины». Потому что причалы находятся на балансе АМПУ, и она же обеспечивает безопасную стоянку суден. Обслуживанием судов в порту занимаются, как правило, морские агенты, а все портовые операторы обеспечивают погрузку-разгрузку и хранение грузов», – объясняет юрист.

«По закону, предприятие является единым имущественным комплексом, который используется для осуществления предпринимательской деятельности, в состав которого как единого имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности. Хозяйственный кодекс Украины под понятием «предприятие» понимает юридическое лицо – субъект хозяйствования», – говорит он.

В то же время, как подчеркнули «Портам Украины» в пресс-службе АМПУ, по данному вопросу позиция администрации «полностью соответствует п.9 ст.4 Закона «О морских портах Украины». Который предусматривает принципы равенства прав всех субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в морском порту, не допускает дискриминацию в доступе к объектам портовой инфраструктуры общего пользования. Поэтому и АМПУ – за равные права для всех портовых операторов, как частной, так и государственной форм собственности.

Комментарии независимых юристов

«На нормативно-правовом уровне предусмотрено, что в морском порту имеют право функционировать субъекты хозяйствования всех форм собственности, деятельность которых связана с обслуживанием судов, пассажиров, грузов, а также предприятия, продукция и/или сырье которых транспортируется по территории и акватории порта. И закон «О морских портах» гарантирует конкурентные возможности и равенство субъектов хозяйствования в ведении своей деятельности, обязывая АМПУ создавать равные условия деятельности для всех субъектов хозяйствования», – комментирует «Портам Украины» директор юридической компании LeGran.TT Татьяна Титаренко.

Это предусматривает вторая часть ст.18 закона. В третьей части статьи говорится, что  «владельцы и/или пользователи технологически связанных объектов портовой инфраструктуры обязаны заключать между собой договоры, определяющие взаимные права и обязанности по организации и обеспечению непрерывности технологического процесса предоставления соответствующих услуг в морском порту и устанавливают единый порядок эксплуатации соответствующей инфраструктуры морского порта».

В законодательном поле существуют пробелы относительно проверки достоверности предоставленной информации и привлечения к ответственности за ее недостоверность.

«Наличие или отсутствие в Реестре морских портов Украины не лишает субъекта хозяйствования возможности работать в порту. Таким образом, субъект хозяйствования может предложить портовым операторам взаимовыгодное сотрудничество и таким образом вести свою деятельность на равных условиях». Также хочу подчеркнуть, что раздел IV Закона Украины о морских портах предусматривает равные условия для всех субъектов хозяйствования. И портовые операторы обязаны содействовать развитию конкуренции и не совершать действий, которые могут оказывать негативное влияние на конкурентную среду в морском порту. – говорит Татьяна Титаренко.

В то же время, директор юридической компании LeGran.TT отмечает недостатки законодательства. По ее словам, в законодательном поле существуют пробелы  относительно проверки достоверности предоставленной информации и привлечения к ответственности за ее недостоверность. Пункт 4 Порядка ведения Реестра определяет перечень сведений, необходимых для внесения в Реестр, но четкий перечень документов, которые эти сведения подтверждают, – отсутствует.

Согласно п.7 ч.2 ст.6 ЗУ «О морских портах» и п. 4 Порядка ведения Реестра морских портов Украины, утвержденном постановлением КМУ от 11.07.2013 №496,  в него вносятся следующие ведомости: перечень портовых операторов и услуг, которые они предоставляют (полное наименование, местонахождение и почтовый адрес, технические характеристики терминала) и другие данные. В соответствии с п. 2 Порядка ведения Реестра, его администратором является АМПУ. Она собирает, ведет учет, обобщает, систематизирует, анализирует и проверяет сведения, которые представляют администрации морских портов. АМПУ вносит сведения в реестр или исключает из него, решает организационные вопросы в процессе его ведения. А также обеспечивает техническое и технологическое сопровождение Реестра, доступ к нему, сохранение и защиту данных, содержащихся в нем.

«Но согласно п.9 Порядка ведения реестра, достоверность и полноту представленной информации для внесения сведений в Реестр обеспечивают субъекты хозяйствования, которые ее представляют в администрации морского порта. АМПУ, как администратор Реестра, согласно п.10 Порядка обеспечивает достоверность, полноту и своевременность внесения поданных ведомостей филиалами администрации», – говорит директор юркомпании LeGran.TT.

«Понятие «портовый оператор» впервые появилось в законодательстве в мае 2012 года, когда был принят Закон о морских портах. Тогда еще никто толком не понимал, что будет означать новый термин, поэтому в скобках написали «стивидорная компания», – напоминает руководитель практики морского права, адвокатюрфирмы «АНК» Артем Волков.

«По логике закона, портовым оператором может называться та компания, которая управляет морским терминалом, выполняет погрузочно-разгрузочные работы, осуществляет хранение и перевалку грузов. Эти три функции являются ключевыми для стивидорного бизнеса. Другое дело, что портовые операторы могут эксплуатировать терминал и технику на разных правовых основаниях (собственность, управление, совместная деятельность, аренда и т.д.), и здесь закон не устанавливает каких-либо четких критериев», – прокомментировал он «Портам Украины».

«Что касается Реестра морских портов, то он изначально задумывался как обновляемая электронная база данных, которой смогут пользоваться участники рынка и инвесторы, и которая будет содержать развернутую информацию об игроках рынка. Сам факт нахождения компании в Реестре не создает для нее привилегий или преимуществ перед другими участниками рынка. С учетом этого, мы полагаем, что ключевым вопросом для определения статуса портового оператора должна быть «имущественная составляющая», т.е. наличие достаточного движимого и недвижимого имущества для оказания стивидорных услуг», — говорит он.

Опубликовано в журнале «Порты Украины».