Как бороться с произволом экологов в портах

Действия экологов негативно сказываются на имидже Украины как морского государства. В связи с ситуацией уже высказался Swedishclub, один из мировых лидеров в сфере морского страхования, назвав действия украинских экологов бесстыдным мошенничеством и рэкетирством.

Спустя полтора года после отмены обязательного контроля изолированного балласта, экологические инспекторы снова обеспокоились состоянием морской воды в акваториях портов. А потому проверки судов в последнее время участились, а для их проведения используются любые поводы.

Например, защитники окружающей среды регулярно проводят отбор проб воды возле ливнестоков в Одесском и Николаевском портах. Безусловно, в эти воды попадают загрязняющие вещества из приморских городов. Но почему-то корень зла экологические инспекторы видят именно в изолированном балласте. Напомним, что его роль выполняет вода, которой заполняются герметичные балластные танки, изолированные от грузовых и топливных.

В соответствии с Международной Конвенцией по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ 73/78), изолированный балласт сбрасывается за борт без ограничений и не подлежит контролю. В 2015 году Украина гармонизировала свое законодательство с мировым и отменила эту бессмысленную проверку. На сегодняшний день единственным исключением для проведения экологического контроля и отбора проб являются случаи, когда с судна выбрасываются видимые плавучие части или возникают видимые следы нефти, или нефтесодержащих или других загрязняющих веществ в районе их сброса, что приводит к фактическому ухудшению качества воды.

В то же время, порядок взятия проб изолированных балластных вод и проведение их анализа устанавливаются Кабинетом Министров Украины. Учитывая, что данный порядок КМУ до сих пор не установлен, у экоинспекторов отсутствует право взятия проб и проведения их анализа.

Тем не менее, Госэкоинспекция вновь взялась за эту порочную практику, обнаружив изменения химического состава воды возле ливнестоков, тут же пытается прорваться на борт и взять пробу из балластных танков. Хотя, повторюсь, юридических оснований для этого у нее нет уже полтора года.

Ситуация опасна тем, что помимо наложения штрафа, у Госэкоинспекции формально появляется право требовать от капитана порта задержать судно. Несмотря на очевидную неправомерность действий экологов, судовладельцы по понятным причинам не заинтересованы в простое, а судебное обжалование может занять продолжительное время. Таким образом, Госэкоинспекцией создается искусственная ситуация для вымогательства взятки.

Приведу несколько примеров. В конце июля представители экологической инспекции Северо-Западного региона Черного моря попытались проверить два судна – Brave Richard и Hammonia Korsika – в Одесском порту. Поскольку нормативы для изолированного балласта более жесткие, чем для бытовой воды, а пробы брались с помощью ведер и пластиковых бутылок, химический анализ оказался «плохим».

С такой же проблемой столкнулись и клиенты Ильичевского порта. В начале июля экологические инспекторы заявили, что после сброса изолированного балласта судном Bar они зафиксировали рост уровня загрязнения воды. При этом, они взяли пробы в отсутствие представителя агентирующей компании и администрации порта, а затем попытались попасть на борт. Но на следующий день сотрудники АМПУ и агент самостоятельно обследовали поверхность воды, однако никакого загрязнения не обнаружили.

Если же кто-либо по неосторожности допускает инспекторов на борт, то за этим следует показательный отбор проб и «выявление нарушений». А на основании этого борцы за чистоту инициируют запрет на выход судна из порта. К счастью, капитаны портов игнорируют их незаконные требования.

Отдельно хочется отметить позицию АМПУ в свете этих событий. Прежде всего, у экоинспекторов, осуществляющих отбор проб, забрали постоянные пропуска на территорию порта, выдав взамен разовые. Также недавно капитан Одесского морского порта отказался выполнять незаконные требования экологов по задержанию судна. В то же время, В Одесском и Черноморском морских портах наблюдается негативная ситуация с простоем грузового транспорта в ожидании прибытия представителей Госэкоинспекции для проведения радиологического контроля. Тут налицо избирательный подход экологов. В случае с балластом инспекторы встречают судно уже у причала. Однако при срабатывании стационарных систем радиологического контроля инспекторы не спешат провести замеры. Так, в одном из случаев инспекторы прибыли через 17 часов после вызова вместо регламентированных 30 минут.

Действия экологов негативно сказываются на имидже Украины как морского государства. В связи с ситуацией уже высказался Swedishclub, один из мировых лидеров в сфере морского страхования, назвав действия украинских экологов бесстыдным мошенничеством и рэкетирством.

Если все-таки вы попадаете в неприятную ситуацию, рекомендую поступить так:

1. Потребуйте у инспекторов Госэкоинспекции сообщить причину и основание проведения экологического контроля. Основания для проверки, порядок взятия проб изолированных балластных вод и проведения их анализа устанавливаются Кабинетом министров Украины. Учитывая, что данный порядок КМУ не установлен, у экоинспекторов отсутствует право взятия проб и проведения их анализа. Помните, что должностные лица действуют только в рамках полномочий, наделенных законом.

2. Не следует допускать на судно инспекторов Госэкоинспекции и/или передавать им какие-либо судовые документы, если вы считаете проведение экологического контроля безосновательным.

3. Фиксируйте весь процесс экологического контроля, в частности, отбор проб, на видео.

4. Помните, что вы имеете право вносить в протокол возражения, а также отказаться от его подписания. Капитан судна-иностранец имеет право на переводчика, разъяснение его прав и сути правонарушения на его языке.

5. Позвоните вашему адвокату, как только вы узнаете о желании экоинспекторов провести экологический контроль. Его присутствие при проведении контроля поможет избежать ошибок и облегчит дальнейшую защиту.

Источник