Госрегуляторслужба не согласовала отмену 30% скидки при доступе портовых операторов к причалам АМПУ

Государственная регуляторная служба (далее – Госрегуляторслужба, ГРС) отказала в согласовании проекта приказа Мининфраструктуры о внесении изменений в «Тарифы на услуги по обеспечению доступа портового оператора к причалу, который находится в хозяйственном ведении Администрации морских портов Украины» (далее – Тарифы).

Это следует из  решения об отказе согласования проекта регуляторного акта Госрегуляторслужбы, опубликованного на сайте ведомства.

Проектом приказа предусматривалось исключить из Тарифов понижающий коэффициент 0,7, что релевантно скидке 30%, на перемещение зерновых грузов на спецтерминалах с применением перегрузочных машин производительностью не менее 500 т в час. По мнению разработчика, отмена скидки прекратила бы ценовую дискриминацию портовых операторов, которые работают в сегменте переработки ведущего для морских портов и всего национального транспортного комплекса грузопотока зерновых грузов.

ГРС пришла к выводу, что Мининфраструктуры, как разработчик проекта приказа, не предоставил убедительных количественных и цифровых аргументов, подтверждающих ее дискриминационную природу. «Предоставленная ​​разработчиком информация по описанию проблемных вопросов …основывается преимущественно на описании технических преимуществ одних портовых операторов по сравнению с другими, что не доказывает целесообразность отмены понижающего коэффициента при расчете стоимости услуг перегрузки зерновых грузов; … эффективная организация хозяйственной деятельности предприятия (в том числе с целью получения соответствующих стимулирующих мероприятий) зависит, прежде всего, от качественного менеджмента самого субъекта», — говорится в решении.

По результатам анализа полученных обращений от представителей заинтересованных субъектов хозяйствования ГРС установила, что на практике АМПУ  свободно трактует  нормы вышеупомянутого Приказа № 541, требуя дополнительных подтверждений о возможности воспользоваться правом на скидку.

В связи с этим ГРС напомнила, что ранее ведомство неоднократно подчеркивало  императивность нормы раздела II Тарифов, которая предоставляет право воспользоваться понижающим коэффициентом. «Основным критерием определения производительности должны быть неизменные технические характеристики перегрузочных машин, заложенные производителем нагрузочного оборудования, а не ситуативная фактическая производительность при погрузке грузив», — указывается в решении.

Таким образом, Госрегуляторслужба подтвердила правовую позицию LeGran.TT, указав, что Мининфраструктуры не доказало существование проблем в работе морских портов, устранить которые поможет отмена скидки.

Согласно Закону Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности», все замечания и предложения по проекту регуляторного акта и соответствующего анализа регуляторного влияния, подлежат обязательному рассмотрению разработчиком проекта. По результатам этого рассмотрения разработчик обязан полностью или частично учесть полученные замечания и предложения или мотивировано их отклоняет.

Напомним, в июле текущего года Мининфраструктуры опубликовало проект приказа о внесении изменений в приказ Мининфраструктуры № 541 от 18.12.2015, предложив отменить скидку при доступе портовых операторов причалу. Проект приказа был раскритикован крупнейшими портовыми операторами Одесского региона. Они обратились к руководству профильного Министерства, Госрегуляторслужбу и Кабинет министров Украины с просьбой не отменять эффективный стимул в виде  вышеуказанной скидки. Юридическое сопровождение и поддержку оказывала LeGran.TT.

Проект приказа стал реакцией Мининфраструктуры на более годичный спор крупнейших портовых операторов с АМПУ из-за разночтения последнего абзаца Приказа Мининфраструктуры № 541 от 18.12.2015 об утверждении тарифов на услуги по обеспечению доступа портового оператора к причалу.

АМПУ, самовольно трактуя его нормы, разработала собственный порядок и условия применения пониженного коэффициента 0,7 (30% скидки). В частности, АМПУ предоставляла скидку за перевалку зерновых перегрузочными машинами с производительностью погрузки не менее 500 тонн/час только после подтверждения фактической, а не технической производительности машин.

Для защиты законных прав и интересов клиента в споре по применению пониженного коэффициента при расчете стоимости спецуслуги при перевалке зерновых юристы LeGran.TT проделали значительную работу. Благодаря активности и профессионализму юристов компании были получены выводы Торгово-промышленной палаты Украины, Государственной регуляторной службы, которые подтвердили неправомерность использования показателей фактической производительности машин и действий АМПУ.

Также LeGran.TT доказала незаконность разночтения АМПУ права на скидку в Хозяйственном суде Одесской области, Одесском апелляционном хозяйственном суде, а  также Высшем хозяйственном суде Украины. В частности, суды признали право портового оператора на применение к нему скидки/понижающего коэффициента 0,7 на основе  подтверждения технической  производительности машин, указанной производителем.