Украина стоит на пороге серьезных преобразований, в том числе и в транспортной отрасли, — Татьяна Титаренко

JurLiga

Кто-то рассматривает период экономического кризиса как вынужденную паузу, а кто-то – как шанс для развития. По нашему твердому убеждению, сегодня транспортные юристы имеют уникальную возможность проявить себя в переломный для страны момент. Наступило время, когда старые правила игры постепенно изживают себя, а новое еще до конца не созданы. А для их разработки требуется помощь квалифицированных юристов. Равно как и для предпринимателей, которые адаптируются к изменчивым рыночным условиям.

Именно этим и было продиктовано создание новой юридической компании – LeGran.TT. В интервью порталу «ЮрЛига» мы делимся нашими планами на будущее, анализируем актуальные проблемы морской и портовой отраслей.

Продолжаем следить за динамикой развития юридического бизнеса в Украине, исследовать его последние тенденции и знакомить читателей с перспективными новичками юррынка. На этот раз наше внимание приковано к одесскому региону, который традиционно богат высокопрофильными специалистами в сфере транспортного и морского права. В беседе с ЮРЛИГОЙ Директор юридической компании LeGran.TT Татьяна Титаренко рассказала, почему в Украине не работает ни один инвестиционный проект в портах, какие изменения необходимы отрасли, а также объяснила, за счет чего можно превзойти конкурентов в кризисный период.

— Татьяна, расскажите детальнее о юридической компании LeGran.TT, которую Вы возглавляете.

— Компания LeGran.TT появилась на свет осенью 2015 года. Так сложилось, что я долгое время проработала в департаменте правового обеспечения Министерства инфраструктуры. Это и определило дальнейшее направление моей деятельности, поскольку все дела были непосредственно связаны с транспортом. После этого я стала заместителем генерального директора Федерации работодателей транспорта по правовым вопросам, где продолжала заниматься проблемами отрасли и активно работать с предприятиями морехозяйственного комплекса. Затем я решила применить полученный опыт и знания в частной практике. В результате мы с партнером зарегистрировали новую юридическую компанию, которая и получила название Legal Gran.TT. В смысловом наполнении это означает: получение законного гранта для защиты интересов бизнеса.

— Какие основные юридические практики и сферы бизнеса выбраны главными направлениями Вашей работы, и на какого клиента Вы ориентируетесь?

— Как я уже говорила, поскольку моя предыдущая деятельность была тесно связана с транспортом, мы решили сосредоточиться именно на этом направлении. Поэтому перечень наших специализаций включает морское право, законодательство в портовой отрасли, инвестиционную деятельность, международную торговлю. Кроме того, ни один инфраструктурный проект в морских портах не обходится без земли и недвижимости, поэтому наши практики охватывают и эту сферу. Мы также готовы представлять интересы наших клиентов в судах и арбитражах. Одним из направлений деятельности нашей компании является регистрация компаний за рубежом и проведение международного аудита. Для этого наш партнер, который территориально находится на Кипре, имеет все необходимые ресурсы и контакты.

Благодаря значительному опыту работы с государственных структурах мы хорошо понимаем их специфику и готовы помогать нашим клиентам при взаимодействии с властями. Мы также проводим правовой аудит предприятий в преддверии сделок или внутренней реорганизации. Более того, наши специалисты хорошо владеют техникой нормотворческой деятельности, что позволяет нам эффективно работать с законодательными инициативами.

Нашими клиентами являются государственные и частные стивидорные компании, судовладельцы, морские агенты, экспедиторы, крупные промышленные холдинги с собственной логистикой, грузовладельцы, органы власти, банки, кредитующие транспортную отрасль, инвестиционные и страховые компании, поставщики судового топлива и комплектующих, судостроительные и судоремонтные предприятия.

— Почему Вы решили открыть новую компанию в кризисный период?

— Украина стоит на пороге серьезных преобразований, в том числе и в транспортной отрасли. В 2013 году вопрос портовой реформы, наконец, сдвинулся с мертвой точки. Власть пришла к выводу, что развивать перевалочные мощности можно только путем государственно-частного партнерства. Поэтому в скором времени мы увидим первые инвестиционные проекты в украинских гаванях. Это длительный и достаточно сложный процесс, который требует тщательной юридической подготовки. Именно поэтому спрос на специалистов нашего профиля будет расти.

Кроме того, в этом году начинает действовать Соглашение об ассоциации с ЕС, что приведет к изменению правил в торговых отношениях между Украиной и европейскими странами. Адаптация к этим переменам также повысит спрос на юридические услуги.

— Насколько сложно юридической компании в Вашем регионе занять свою нишу на рынке, какие преграды для этого необходимо преодолеть?

— Думаю, самая большая преграда, которую должен преодолеть любой стартап, — это завоевать доверие клиентов. Наш опыт позволил нам познакомиться со многими нашими клиентами еще до основания LeGran.TT. В то же время на рынке есть еще немало предприятий, которым мы сможем принести пользу.

— Что Вы можете предложить клиенту и чем стараетесь превзойти своих конкурентов на рынке?

— Прежде всего, мы предлагаем высокое качество услуг. Наши юристы имеют богатый опыт работы как в государственных структурах, так и в частной практике. Их послужной список насчитывает множество выигранных дел в отрасли. В отличие от наших основных конкурентов, у нас четко выраженная специализация, тогда как существующие игроки распыляются на множество других направлений.

Еще одно преимущество — это стоимость наших услуг, поскольку конкуренты находятся в более высокой ценовой категории. LeGran.TT берет плату только за эффективно затраченные часы.

К тому же, как социально ответственная компания мы готовы сопровождать проекты государственной важности на общественных началах. Например, если речь идет о строительстве стратегического объекта инфраструктуры. Это может быть дорога к порту, которую хотят строить или реконструировать на условиях государственно-частного партнерства, но не могут подобрать оптимальный с юридической точки зрения механизм.

— Чем юридический бизнес в Одессе отличается от столичного?

— Одесса — морская столица и портовый город, поэтому наша деятельность так или иначе связана с морем. Юристам здесь приходится иметь дело не только с привычными вопросами по земле и недвижимости и корпоративному праву, но также с международным морским правом, нормативно-правовыми актами в портовой отрасли, таможенным законодательством и полномочиями контролирующих органов, например, экологической инспекции.

— Какие изменения в отраслевом законодательстве, на Ваш взгляд, требуются уже сегодня?

— Наша основная задача — повысить конкурентоспособность украинских портов по сравнению с другими черноморскими гаванями. Для этого нужен комплекс мер, которые позволили бы упростить процедуры контроля, создать более гибкую тарифную политику и благоприятные условия для инвестиций.

В частности, нужно продолжить работу по дерегуляции в портах и принять изменения в Закон «О морских портах» относительно информационной системы портового сообщества, которая позволит участникам рынка полностью перейти на электронный документооборот.

Нам также необходим новый подход к тарифной политике. Сегодня портовые сборы и аккордные ставки для государственных стивидоров регулируются приказами Министерства инфраструктуры. А изменения предполагают долгую и сложную бюрократическую процедуру, которая лишает портовиков возможности гибко реагировать на рыночные изменения.

— Какие законодательные изменения продиктованы Вашей практикой в сфере торгового права?

— Наши законодательные изменения больше касались транспорта, хотя, конечно же, влияли и на торговлю. Например, результатом моей работы сначала в Мининфраструктуры, а затем в Федерации работодателей транспорта стала отмена обязательного контроля изолированного балласта в портах — процедуры с огромной коррупционной составляющей.

— Почему сегодня не работает ни один инвестиционный проект в портах?

— Несмотря на сложное положение, в котором сегодня оказалась страна, интерес к портам у инвесторов есть. Но воплотить проекты в жизнь мешает ряд юридических барьеров.

В частности, государственные стивидорные компании до сих пор находятся в списке объектов, не подлежащих приватизации. Хотя в соответствии с Законом «О морских портах» все стратегическое имущество было передано на баланс госпредприятия «Администрация морских портов Украины» (АМПУ), а перевалочные мощности предполагалось передать в частные руки, как принято в мировой практике.

Еще один барьер — это согласование финансовых планов портов. Как известно, это долгий процесс, и порой план на текущий год принимается в декабре задним числом. Необходимы изменения в законодательство, которые позволили бы вкладывать средства без обязательного утверждения финплана.

— Как отразится на торговле с ЕС вступление в силу Соглашения об ассоциации?

— Правила игры постепенно меняются, и Украина начинает работать по европейскому законодательству. Период адаптации будет неизбежно сопровождаться ситуациями, когда действовать, как раньше, уже нельзя, а как надо — еще нельзя. Яркий пример — недавняя ситуация в АПК с сертификатом EUR.1. До 1 января текущего года документ выдавала Торгово-промышленная палата, а сейчас эти функции возложены на Государственную фискальную службу, которая предъявляет аграриям свои требования.

— Что препятствует возрождению судоходства по Днепру с юридической точки зрения?

— Для дальнейшего развития рынка необходимо принять закон «О внутреннем водном транспорте», которого рынок уже, мягко говоря, заждался. В числе прочих изменений необходимо разрешить вход во внутренние воды судов под иностранным флагом. Сейчас ситуация выглядит так: теплоход приходит в Херсонский речной порт, который расположен рядом с морским, проходит таможенный, пограничный и другой контроль. Затем все содержимое необходимо перегрузить уже на судно под украинским флагом, которое может доставить его в Запорожье или Днепропетровск. Это значительно увеличивает срок доставки и стоимость логистики и, как вы понимаете, вовсе не стимулирует развитие судоходства по Днепру.

— Каковы планы развития компании в дальнейшем?

— Мы планируем стать одними из лидеров на рынке юридических услуг в области морского права и портового законодательства в Украине. Мы задаемся целью сделать так, чтобы в случае возникновения юридических вопросов в отрасли клиенты первым делом вспоминали название LeGran.TT (улыбается). В дальнейшем мы не намерены ограничиваться только пределами нашей страны и будем выходить на международные рынки, постепенно открывать представительства и филиалы в других странах. Расширение нашего присутствия в Европе будет очень кстати в свете вступления в силу Соглашения об ассоциации с ЕС, так как торговые отношения между Украиной и Евросоюзом будут меняться. Кроме того, сегодня власти работают над альтернативными маршрутами доставки транзитных грузов между Западом и Востоком. Один из последних примеров — экспериментальный поезд по «Новому Шелковому пути». Поэтому, думаю, работы у нас будет предостаточно.

Источник